Телеканал "ТВ Центр", Программа "Деловая Москва",
7 сентября 2011 г.
Коллекторам запретят беспокоить должника чаще 3 раз в сутки, а также с 10-ти вечера до 6-ти утра. Соответствующий закон в стадии разработки. Будут введены штрафы за разглашение данных заемщика. Как избежать встречи с коллекторами, выясняла Ирина Сашина.

Корр.: Хочется новую машину, нужно взять автокредит. Жизнь взаймы не так уж плоха. Благо ни залогов, ни поручителей во многих банках сегодня даже не попросят. Но, увы, бесплатный сыр бывает лишь в мышеловках. И на машине, взятой в кредит, далеко не уедешь. Михаил Петров и представить себе не мог, чем для него обернется покупка нового автомобиля. Взяв кредит на 400 тысяч, он был уверен, жизнь удалась. Не смущало ни то, что жилье было съемным, ни что на выплаты по займу уходило больше половины зарплаты. Гром грянул почти среди ясного неба. Фирма, в которой работал Михаил, обанкротилась. Первые полгода случайного заработка хватало, чтобы сводить концы с концами и даже погашать проценты в банке. Но дальше просрочка за просрочкой как снежный ком. Поменял место жительства, телефон. Думал так избежать проблемы. Не помогло. Банкиры не стали долго ждать и после нескольких уведомлений передали данные Михаила в крупное коллекторское агентство. Здесь быстро вычислили и новый адрес и номер мобильного. Пригласили на беседу, чтобы наглядно объяснить чем грозит дальнейшее уклонение от уплаты долга. Таких переговоров об агентстве каждый день десятки и к каждому должнику индивидуальный подход.

Владимир Чолобов, зам. директора московского филиала коллекторского агентства: Буквально с первых раз, ты должен построить линию разговора с заемщиком. С кем то по жестче разговаривать, потому что он просто хочет платить не столько сколько надо, а столько сколько хочет платить. С третьим надо разговаривать в плане того, что "ну ты же мужчина - ты обещал" и так далее и тому подобное.

Корр.: Несмотря на то, что коллекторство достаточно новый бизнес в России, говорить о том, что он мало развит не приходится.

Станислав Федоровичев, генеральный директор Агентства по возврату долгов: В 2010 году наше агентство вернуло своим клиентам, я имею ввиду банкам, более 5,5 миллиардов рублей.

Корр.: На сегодняшний день насчитывается изрядное количество подобных агентств. Их сотрудники не только выпускники юридических вузов, но и профессиональные экономисты, финансисты и, конечно, психологи. Однако, не стоит думать, что задача коллекторов - выбить деньги любой ценой с применением силы и угроз. Происходит все цивилизованно, хотя и весьма серьезно.

Станислав Федоровичев: Сам термин "выбивание" относится к тем людям и организациям, которые занимались возвратом долгов в 90-е годы. Но мы выбиванием не занимаемся, мы занимаемся возвратом долгов и, насколько это возможно, стараемся это делать аккуратно и в рамках действующего законодательства.

Корр.: В России кредитный бум продолжается и хотя далеко не все уверены в своих силах по выплате долгов, народ бесшабашно отправляется в банк за новым кредитом. Даже не расплатившись по старым долгам, а значит работы коллекторам хватит еще на долго.

Ведущая: Сегодня в России более 70 миллионов должников. Для поиска неплательщиков коллекторы активно используют социальные сети. Там зарегистрированы миллионы человек и задолжавших среди них хватает.

Корр.: Если вы пропустили очередной взнос по кредиту или задолжали за услуги сотовому оператору, то есть вероятность познакомиться с коллекторами лично. Рано или поздно раздастся телефонный звонок.

Оператор call-центра коллекторского агентства: Иванова Ирина Сергеевна? Добрый день. Агентство по возврату долгов...

Корр.: Только 13 процентов неплательщиков бегут в банк сразу после звонка из call-центра. 65 процентов должников удается призвать к ответу лишь в суде.

Рост объемов невозвращенных кредитов привел к созданию даже антиколлекторских компаний, которые обещают защитить не только от банкиров, но и от коллекторов.

Вадим Головацкий, генеральный директор антиколлекторского агентства: Наш клиент, то есть заемщик, выдает нам нотариальную доверенность и мы за него, согласно нотариальной доверенности, выполняем все эти действия - переговоры, в случае необходимости ходим в суд, занимаемся официальной перепиской от его лица. То есть это такой вариант, когда сам заемщик не тратит свои нервы на общение ни с коллекторами, ни с сотрудниками банков, ни с судами, ни со Службой судебных приставов. То есть мы оказываем всю эту ситуацию в полном объеме.

Корр.: С кем сотрудничать - с коллекторами или с антиколлекторами, а может и с теми и с другими решает каждый для себя. Подумать стоит гораздо раньше - прежде, чем брать кредит. Но если проблема с выплатой все же возникла, главное не затягивать и постараться договориться с банком на прямую: отсрочить платежи или увеличить сроки кредитования. Так есть шанс справится с трудной ситуацией и не вскакивать с дрожью от каждого телефонного звонка.

Михаил предпочел решить свою проблему на стадии переговоров и не доводить дело до суда. Он согласился таки расстаться с вожделенным железным конем. В результате полученных денег хватит и на выплату долга и набежавших пени.

    Ссылки к статье: