Радиостанция "Сити FM", эфир 13 февраля 2014 года, 14:07
Ведущие Елена Дмитриева, Григорий Калганов
Послушать: 

Ведущий: Коллекторы начали осваивать потребительское направление. Теперь они помогают взыскать долги с компаний в пользу граждан. Об этом сегодня пишет газета "Известия".

Как правило, в случае конфликта с юрлицом, граждане обращаются к юристам, а это не всегда эффективный путь. Коллекторы собираются работать с небольшими долгами от 1000 рублей за которые юристы не берутся.

По оценкам экспертов, компании задолжали гражданам до 10 млрд. рублей. Этот сегмент рынка растет на 30% ежегодно. С нами на связи гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Действительно, перспективное направление?

Дмитрий Жданухин: Да. Это направление в России перспективно в связи с тем, что иногда компании, которые задолжали гражданам сопротивляются взысканию стандартными юридическими методами. Например, переезд компании в другой регион или она просто закрывается, а предприниматель, который стоит за ней продолжает работать через компанию с таким же названием.

Именно в этих случаях мы можем быть эффективны. Методы корпоративного коллекторства оказываются актуальными.

Ведущий: Что это за методы? Насколько они законны?

Дмитрий Жданухин: Они, естественно, находятся полностью в поле действующего законодательства. При взыскании с организаций мы сталкиваемся с квалифицированным юридическим сопротивлением. Чаще всего, это информационное воздействие, связанное с возможностью обращения к контрагентам недобросовестных бизнесменов, деловых партнеров и другие ходы, связанные с информационным воздействием.

Например, недавно мы стали использовать такую методику, как создание специальных сайтов, посвященных долговой проблеме, которые специальным образом продвигаются в сети интернет. В результате потенциальные клиенты сначала находят информацию о долге, а не об их услугах.

Ведущий: Что это за долги?

Дмитрий Жданухин: Самые разные. Сейчас у нас развивается два направления. Одно связано с более-менее крупными долгами, часто привязанными к недвижимости. Например, гражданину в Екатеринбурге должны были построили коттедж, но свои обязательства не выполнили. Вторая категория долгов - массовые потребительские возмущения. Это когда очень много потребителей с небольшими суммами долга чем то не довольны. Например, какое либо мероприятие прошло не качественно. В данном случае, мы работаем в интересах группы потребителей не заключая договор с каждым из них, а помогая им всем, убеждая их оппонентов возместить денежные средства. А от потребителей получаем деньги по принципу справедливости, что они сами могут нам заплатить столько, сколько посчитают целесообразным. Опыт показал, что это, как не странно, оказывается выгодным.

Ведущий: Получается, что если в ресторане мен накормили не тем блюдом, то я могу обратиться к коллектору и он пойдет выбивать моральный ущерб?

Дмитрий Жданухин: Не совсем. Вторая категория привязана к массовым ситуациям. То есть, если вы пошли в ресторан большой компанией или ресторан вызвал недовольство большого количества людей, например банкет.

Ведущий: Между клиентом и коллекторским агентством есть какая-то инстанция признающая, что ресторан или магазин не прав?

Дмитрий Жданухин: Чаще всего работа ведется в досудебном порядке. При этом, решения суда, что кто-то не прав не требуется. Есть такое заблуждение, что любой спор должен решаться только судом. на самом деле это не так. Даже в Конституции России написано в 45-й статье, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом. В том числе, с использованием медиации - посредничества для разрешения споров. Важно, при этом только не нарушать действующее законодательство - не распространять клевету. Когда мы распространяем информацию о долге, мы распространяем только то, что можем доказать.

Ведущий: Коллекторы с частными лицами прибегают к психологическому прессингу, а как они работают с компаниями?

Дмитрий Жданухин: Долги граждан и долги предпринимателей взыскиваются по-разному. Предприниматели защищены от психологического прессинга. Например, попросят секретаря не соединять с руководителем и специалист коллекторского агентства уже никуда не дозвонится. При работе с такими долгами, в рамках потребительского коллекторства мы находим ключевые точки для предпринимателя: от кого зависит его бизнес. Это могут быть субсидии, отношения с местными властями.

Ведущий: То есть вы ищите на них компромат, слабые места?

Дмитрий Жданухин: По сути дела - да. Но только в рамках закона, чтобы это нельзя было представить как вымогательство, незаконный шантаж и т.д..

Ведущий: Как вы решаете, что взыскание справедливое, а имеет дело с склочными людьми, желающих нажиться на том или ином юрлице? Тот же банкет - дело весьма субъективное.

Дмитрий Жданухин: Вначале, мы обязательно оцениваем юридическую обоснованность претензии. Иногда нам приходиться работать в ситуации, когда уже есть решение суда, но оно не исполняется потому, что приставы не могут куда-то придти и забрать денежные средства с расчетных счетов организации, так как этих средств просто нет уже. Бизнес продолжается через другую компанию.

Если же мы работаем в досудебном режиме, то, естественно, проверяем судебные перспективы. Если юридически претензии наших потенциальных клиентов не обоснованы, то за это взыскание не стоит браться. Потому, что наши оппоненты из принципа, из справедливости будут сопротивляться, не считаясь даже с затратами.

Особенность методики корпоративного коллекторства в том, что оно помогает тем, кто на самом деле прав.

    Источник:     Ссылки к статье:

Стенограмма сюжета - Агентство мониторинга и исследований СМИ "Медиадепо"